znat_kak (znat_kak) wrote,
znat_kak
znat_kak

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ СССР. ЭТО, МАЛЬЧИК, БУДЕТ ОЧЕНЬ ГРУСТНАЯ СКАЗКА, или кое что о "резиновых калоша

26 Окт 2018
Автор неизвестен.
ЧАСТЬ 1


ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ СССР. ЭТО, МАЛЬЧИК, БУДЕТ ОЧЕНЬ ГРУСТНАЯ СКАЗКА


Задумал я написать пост о гражданской авиации Советского Союза. Объективно, с фотографиями и ТТХ самолётов, именами и датами. Чтобы можно было сравнить две великие авиационные державы: СССР и современную Россию.

Если вы помните, то гражданская авиация в СССР была не только в фильме «Экипаж» и «Ирония судьбы» — народ активно летал по стране и даже за её пределы. «Народные массы» жаловались не на качество самолётов, а на отсутствие билетов в кассах «Аэрофлота». Сейчас трудно это представить, но в СССР пассажирская авиация за год перевозила более 100 000 000 человек.

В 90-х годах развернулась целая компания против отсталой советской авиации, с её шумными и неэкономичными двигателями, салонами-скотовозами и т.д. Зачем производить «отсталые самолёты» и содержать устаревшие заводы, когда Запад нам с удовольствием поможет – поставит самые современные самолёты и технологии?

В итоге, отрасль фактически похоронили, но телевизор продолжает утверждать, что современная Россия – это великая авиационная держава.

Вот и захотелось разобраться с тем, что было в СССР. Может быть действительно всё стало только лучше и ещё «величественнее».

Задача оказалась совсем не простая. Я наивно полагал, что во времена Советского Союза серийно производилось, для гражданских нужд, не более 30 — 50 моделей летальных аппаратов «цивильного» назначения, что за 70 лет советской власти выглядит вполне себе впечатляющим результатом.

Я предположил, что до Великой Отечественной войны гражданской авиации в СССР практически не было – страна к войне готовилась и все мощности были задействованы на нужды оборонного ведомства, потом были разруха, коллективизация, голод и холод. Следовательно, если что-то там и было, то в крайне мизерных количествах.

Ну а после войны – это я уже сам видел, и практически на всём летал счастливым отпускником или суровым командировочным. Вспомнил, посчитал на пальцах, прикинул погрешность и получилось максимум 50 моделей самолётов и вертолётов.

Оказалось, что я, мягко скажем, не прав. Сначала выяснилось, что до Великой Отечественной войны гражданская авиация в СССР была. И не просто была – она бурно развивалась. Я сделал выборку сначала всех летательных аппаратов СССР гражданского назначения, которые дошли до государственных испытаний и эти испытания прошли. Получилось очень много для одной публикации – народ в настоящее время не сильно любит, когда много «букаф». Потом я решил, что напишу только про те машины, которые пошли в серию. С фото, с ТТХ, фамилиями и т.д.

Получился, только по гражданской авиации до 1941 года выпуска, бесконечно длинный пост. Это даже при учёте того обстоятельства, что по большинству моделей фото нет. Или фото есть, но они очень низкого качества – видно, что на фото точно самолёт, и не более того. Серое пятно с крыльями.

В результате я решил, что серийную гражданскую авиацию СССР до 1941 года я дам списком. Но обязательно размещу несколько фото самолётов того исторического периода. Дело в том, что я себе представлял пассажирские самолёты СССР довоенного выпуска, как что-то похожее на «этажерку» из фильма «Служили два товарища» или переоборудованные для гражданских нужд бомбардировщики серии ТБ. Поскольку в уцелевших хрониках, не очень высокого качества, можно увидеть именно такие аппараты.

Оказалось, что я был не прав. Давайте посмотрим несколько фото.

Пассажирский самолёт «К-5» пошёл в серию в 1930 году. Именно эта машина вытеснила с внутренних линий иностранные самолёты (прежде всего «Junkers F-13» и «Dorner «Komet»). «К-5» превосходил иностранных конкурентов по всем ТТХ, а стоил практически в три раза меньше любого иностранного самолёта этого класса.






Легкий транспортный самолет НИАИ-1 «Фанера-2» серийно выпускался с 1933 года, эксплуатировался на местных линиях «Аэрофлота» на Дальнем Востоке и в Арктике. При необходимости самолет мог летать без посадки почти 7 часов. В кабине размещали до 5 человек или 500 кг груза. Внешний вид у самолёта, как вы видите, даже для современной авиации очень интересный.




Пассажирский самолет ПС-35 (АНТ-35) для внутренних авиалиний выглядит очень достойно для середины тридцатых годов прошлого века.

А теперь давайте поговорим о советских самолётах, которые были запущены в серийное производство до начала войны. Ниже я дам перечень в 27 пунктов. Хотя, этот «перечень» мог бы быть раза в три больше. Дело в том, что о в тот период в СССР очень своеобразно запускали самолёты в серийное производство. По всем 27 пунктам, которые я указал ниже, было решение Госкомиссии и производство началось.

Достаточно много машин, по которым решение о производстве было принято, а производство до начала войны так и не запустили. Очень много самолётов, которые «передавались» в Гражданскую авиацию после испытаний. Могло быть до 10 машин в серии, которые передавались в лётные отряды, успешно эксплуатировались, на них рекорды ставили, а серийного производства, во всяком случае для нужд гражданской авиации, не было.

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ СССР ДО 1941 ГОДА

1. Лёгкий пассажирский самолёт АНТ-2. Серийное производство с 1925 года;

2. Пассажирский самолет К-1 (РВЗ-6). Серийное производство с 1 марта 1927 года;

3. Пассажирский самолет К-2. Серия с 1 марта 1927 года;

4. Многоцелевой пассажирский самолет К-4. Серия с 1928 года;

5. Магистральный пассажирский самолет АНТ-9 (ПС-9). Серия с 1929 года;

6. Пассажирский самолет К-5. Серия с 1930 года;

7. Почтовый самолет ПС-3. Серийное производство с 1929 года;

8. Почтовый самолет К-6. Серийное производство с 1931 года;

9. Легкий транспортно-пассажирский и связной самолет У-2СП (АП). Серийное производство с 1930 года;

10. Пассажирский самолет СТАЛЬ-2. Серийное производство с 1933 года;

11. Санитарный самолет С-1 (СС); -2; -3. Серийное производство с 1932 года;

12. Магистральный пассажирский самолет ХАИ-1. Серийное производство с 1934 года;

13. Транспортный самолет Г-1. Серийное производство с 1933 года;

14. Легкий транспортный самолет НИАИ-1 «Фанера-2». Серийное производство с 1933 года;

15. Пассажирский самолет СТАЛЬ-3. Серийное производство с 1935 года;

16. Пассажирский самолет ПС-89 (ЗиГ-1). Серийное производство с 1938 года;

17. Пассажирский самолет ПС-35 (АНТ-35). Серийное производство с 1937 года;

18. Пассажирский планеролет ХАИ-3. Серийное производство с 1937 года;

19. Легкий транспортно-пассажирский самолет ОКО-1. Серийное производство с 1937 года;

20. Многоцелевой транспортно-пассажирский самолет СТАЛЬ-7. Серийное производство с 1939 года;

21. Сельскохозяйственный самолет СХ-1 (ЛИГ-10). Серийное производство с 1940 года;

22. Транспортно-пассажирский самолет АИР-19 (УТ-3). Серийное производство с 1939 года;

23. Транспортный самолет ПС-40 (ПС-41). Серийное производство с 1936 года;

24. Многоцелевой транспортно-пассажирский самолет АНТ-20 бис (ПС-124). Серийное производство с 1935 года;

25. Транспортный гидросамолет ГСТ. Серийное производство с 1939 года;

26. Средний транспортно-пассажирский самолет Ли-2 (ПС-84). Серийное производство с 1941 года;

27. Легкий транспортный самолет Як-6. Серийное производство с 1941 года.

Итого: за 20 лет (с 1920 года, после окончания Гражданской войны), с нуля создана авиационная промышленность. Создание отрасли подтверждается запуском в серию 27 моделей (это как минимум) самолётов. Серия от нескольких десятков машин до 831 самолёта У-2СП (АП) в серии. Всего было произведено, до 1941 года, около 2 000 самолётов.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Tags: "РЕЗИНОВЫЕ КАЛОШИ", АВИАСТРОЕНИЕ, АВИАЦИЯ, В СССР, ИСТОРИЯ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments