znat_kak (znat_kak) wrote,
znat_kak
znat_kak

Categories:

Причины попыток отказаться от применения скафандра в полете Ю.А. Гагарина

Вчера, 15:00
Весной 1959 года на Заводе № 918 (АО «НПП «Звезда») начались работы по созданию космического скафандра для первого полета, который получил обозначение «С-10»



Вместо скафандра – защитный костюм?

Однако в феврале 1960 года (менее, чем за 1,5 года до первого полета), когда опытные образцы СК С-10 уже испытывались в ГНИИИ АиКМ, работы по нему были прекращены. А перед «Звездой» заказчики защитного снаряжения и средств спасения для пилотируемого космического корабля из ОКБ-1 (во главе с К.П. Феоктистовым) поставили новое задание – разработать вместо скафандра защитный костюм, необходимый, прежде всего, для спасения при приводнении.

Основная причина попытки отказаться от применения скафандра заключалась в лимите выводимого на орбиту веса полезной нагрузки КК «Восток». И в том, что (на основании данных об отсутствии разгерметизации при полётах искусственных спутников Земли) разработчики корабля посчитали вероятность разгерметизации капсулы в полёте маловероятным и «нерасчётным» событием.

Ракета-носитель «Восток» была значительно мощней ракеты «Редстоун». Но и КК «Восток» весил не две, а 4,6 тонны. В отличие от КК «Меркурия» с примитивной СОЖ, обеспечивающей 100 % кислородную среду и давление внутри кабины 0,3 кгс/см2, КК «Восток» обладал полноценной СОЖ, рассчитанной на 10-суточный полёт и способной поддерживать в капсуле газовую среду, близкую к земной воздушной атмосфере (давление в кабине 600–900 мм рт. ст. при 21 % кислорода в среде).

Кроме того, КК «Восток» снабжался катапультным креслом, способным обеспечить спасение космонавта не только во время аварии на стартовой площадке, но и на ранних этапах выведения на орбиту.

В то время как у КК «Меркурий» кресло как таковое отсутствовало – его функцию выполняло специальное ложе внутри кабины. С самого начала создания СОЖ для длительных полётов КК «Восток» было предусмотрено питание и водообеспечение при открытом остеклении гермошлема и применялась полноценная асенизационная система для отправления естественных надобностей.

Естественно, что среди конструкторов из ОКБ-1 было распространено мнение, что риск разгерметизации кабины КК значительно ниже, чем других внештатных аварий. Поэтому дефицит веса можно было снизить за счет отказа от применения скафандра и необходимой для него СОЖ. В феврале 1960 года «Звезда» приступила к разработке защитного костюма, получившего название «В-3».

Спасательный костюм космонавта В-3

Основное предназначение защитного костюма «В-3» заключалось в обеспечении защиты космонавта в случае приземления в безлюдной местности или приводнения в холодную воду. По своей сути В-3 представлял из себя вариацию морского спасательного комплекта, адаптированного для применения в КК «Восток».

В состав комплекта входил комбинезон, имевший внешнюю (защитную) и внутреннюю (герметичную) оболочки, теплозащитный костюм (ТЗК) из стеганного поролона и шерстяного трикотажа, надевавшегося под комбинезон. Вентиляция костюма осуществлялась кабинным воздухом от автономной вентиляционной установки.

Заводом № 918 (АО «НПП «Звезда») было изготовлено восемь изделий, часть из которых отправили на физиологические испытания в ГНИИИ АиКМ и ЛИИ для отработки прыжков с парашютом.

На самой «Звезде» были проведены двенадцатичасовые эксперименты по пребыванию в ледяной воде, а также двухсуточные эксперименты по выживанию в безлюдной местности в зимних условиях.

После принятия в ОКБ-1 решения отказаться от применения скафандра, военные врачи ГНИИИ АиКМ ВВС и гражданские физиологи отдела № 8 авиакосмической медицины Завода № 918 ГКАТ на всех совещаниях продолжили упорно доказывать необходимость применения СК.

В августе 1960 года состоялось межведомственное совещание, в котором приняли участие С.П. Королев, К.П. Феоктистов (ОКБ-1), С.М. Алексеев («Звезда»), М.И. Вакар и Л.Г. Головкин (ГНИИИ АиКМ), А.В. Покровский (от отдела № 8, первый начальник медицинского отдела «Звезды»), А.П. Попов (бывший главный врач ВВС - заместитель начальника отдела № 8) и др.

Точку в жаркой дискуссии проектантов-разработчиков и медиков поставил лично главный заказчик этих изделий Завода № 918 ГКАТ главный конструктор ОКБ-1 Сергей Павлович Королев. Он согласился выделить до 500 кг массы, жестко ограничив сроки разработки СК, который должен был быть готов к концу 1960 года.

В сентябре 1960 года, за семь месяцев до запуска «Восток-1», начались работы по созданию на основе авиационного скафандра «Воркута» первого скафандра космонавта «СК-1».

Но это уже совсем другая история…

Автор:



Использованы фотографии:

https://zen.yandex.ru/media/id/5ec81fa81c6c0b05eff079c2/prichiny-popytok-otkazatsia-ot-primeneniia-skafandra-v-polete-gagarina-i-zascitnyi-kostium-v3-6006a54ca3a08c096fb66cf5

via
Tags: ИСТЕРИЯ, КОСМОНАВТИКА
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments