znat_kak (znat_kak) wrote,
znat_kak
znat_kak

Categories:

Почему люди так любопытны?

05.08.2020, 17:00


Тяга человека к знанию и пониманию является движущей силой нашего развития как отдельных личностей и успеха как вида. Но любопытство также может быть опасным: иногда оно приводит к тому, что мы спотыкаемся или даже падаем. Так почему же этот импульс часто побуждает нас к чему-либо на протяжении всей нашей жизни?





Иными словам, почему люди столь любопытны? И, учитывая сложность любопытства, могут ли учёные вообще дать определение этой врождённой тяге?

Любопытство прочно укоренилось в нас, оно помогает нам учиться в детстве и выживать во взрослом возрасте. Что же касается самого определения, то оно не высечено в камне. Исследователи из различных сфер интересуются темой любопытства, поэтому неудивительно, что общепринятого определения этого термина не существует. Уильям Джеймс, один из первых современных психологов, назвал его «импульсом к лучшему познанию». Иван Павлов писал, что собаки проявляют любопытство к новым стимулам посредством рефлекса «Что это?», который заставляет их спонтанно сосредотачиваться на том новом, что приходит в их среду.

И хотя закрепление определения оказалось непростым делом, «общий консенсус заключается в том, что любопытство – это средство сбора информации», как сказала Кэтрин Туми, преподаватель языкового и коммуникативного развития из Манчестерского университета (Великобритания), в интервью для Live Science.

Психологи также согласны с тем, что любопытство – это не удовлетворение сиюминутной потребности, такой как голод или жажда; скорее, оно внутренне мотивировано.

Любопытство включает в себя большой набор поведенческих реакций, а также имеет генетическую составляющую. Гены и окружающая среда взаимодействуют с помощью множества сложных способов, формируя индивидов и направляя их поведение, включая любопытство.

Согласно исследованию 2007 года, опубликованному в журнале Proceedings of the Royal Society B, Biological Science, учёные выявили изменения в определённом типе генов, который чаще всего встречаются у отдельных певчих птиц, увлечённых изучением окружающей среды. У людей мутации в этом гене, известном как DRD4, были связаны со склонностью к новизне.

Независимо от генетического состава, младенцы должны усвоить невероятное количество информации за короткий промежуток времени, и любопытство является одним из инструментов, которые люди применяют для выполнения этой масштабной задачи.

«Если бы младенцы не проявляли любопытство, они бы никогда ничему не научились, не было бы развития», – говорит Туми.

Сотни исследований показывают, что младенцы предпочитают новизну. В ходе классического исследования 1964 года психолог показал, что младенцы в возрасте от 2 месяцев до 6 месяцев становились менее заинтересованными в сложной визуальной модели, если смотрели на неё долгое время. Исследование 1983 года, опубликованное в журнале Developmental Psychology, показало, что как только дети (возрастом 8 и 12 месяцев) привыкают к знакомым игрушкам, они предпочитают новые – сценарий, который воспитатели, вероятно, знают слишком хорошо.

Это предпочтение новизны имеет название: перцептивное любопытство. Это то, что побуждает животных, человеческих младенцев и, вероятно, взрослых людей исследовать и искать новое, прежде чем они перестанут интересоваться чем-то после продолжительного воздействия.

Как показывают исследования, младенцы делают это постоянно. Лепет – один из примеров.

Когда большинству младенцев исполняется всего несколько месяцев, они начинают издавать гласные и повторяющиеся звуки, похожие на речь, пытаясь научиться говорить. Лепет демонстрирует полезность перцептивного любопытства. Младенцам интересно, на что способен их голос.

Это, однако, касается не только младенцев. Вороны славятся тем, что используют перцептивное любопытство как средство обучения. Например, стремление исследовать окружающую среду, вероятно, помогает воронам создавать простые инструменты, которые они используют для выманивания личинок из труднодоступных расщелин. Более того, эксперименты с роботами, запрограммированными на любопытство, показали, что исследование – это мощный способ адаптации к новой среде.

Сделать так, чтобы мир работал на нас

Другой вид любопытства – чисто человеческий. Психологи называют его эпистемическим любопытством, и речь идёт о поиске знаний и устранении неопределённости. Эпистемическое любопытство возникает позже в жизни и может потребовать сложного языка, как сказала Туми.

Для Агустина Фуэнтеса, профессора антропологии из Принстонского университета, эта форма любопытства отделила людей — и, вероятно, всех представителей рода Homo — от других животных и проложила путь для заселения почти каждого уголка мира и изобретения технологий, от ручных топоров до смартфонов.

«Люди пошли дальше простой приспособляемости к природе, чтобы представить и изобрести совершенно новые возможности, которые возникают из такого рода любопытства», – сказал Фуэнтес в интервью для Live Science.

Но любопытство имеет свою цену. То, что человек умеет представлять, ещё не значит, что это сработает, по крайней мере, сначала. В некоторых ситуациях ставки невелики, а неудача является неотъемлемой частью роста. Например, многие дети прекрасно умеют ползать, но они решают научиться ходить, потому что могут больше увидеть и сделать, когда стоят прямо, по словам Туми. Но этот период не обходится без неудач. Исследование 12-19-месячных детей, которые учились ходить, показало, что они часто падали. Семнадцать раз в час, если быть точными. Но ходьба быстрее, чем ползание, и это мотивирует, как пишут исследователи в отчёте от 2012 года, опубликованном в журнале Psychological Science.

Однако иногда проверка новой идеи может привести к катастрофе.

«Любопытство, вероятно, привело к вымиранию подавляющего большинства человеческих популяций», – сказал Фуэнтес.

К примеру, эскимосы, проживающие на территории Гренландии, Канады и Аляски, а также саамы из северных частей Европы, «создали невероятные способы решения проблем», связанных с жизнью в северном климате, но «мы забываем о том, что десятки тысяч людей пытались сделать это до них, но потерпели неудачу».

В конечном счёте, любопытство – это вопрос выживания. Не все любопытные люди выжили, чтобы передать свою склонность к исследованию потомкам, но те, кто это сделал, помогли создать вид, который не может не думать: «Интересно, что было бы, если бы...».

via
Tags: ЖИВОТНЫЕ, ЛЮБОПЫТСТВО, ЛЮДИ, ПОВЕДЕНИЕ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments