znat_kak (znat_kak) wrote,
znat_kak
znat_kak

Category:

Штраф за ввоз машины. Армянские номера в России оказались вне закона

сегодня в 08:00


Теперь сотрудники ГИБДД устраивают рейды, чтобы найти нарушителей в потоке



В зоне особого внимания

История с покупками и массовой регистрацией автомобилей в Армении получила резонанс ещё в 2018 году, когда собственники и водители автомобилей с армянскими и белорусскими номерами стали часто фигурировать в новостных сводках как злостные нарушители ПДД. Несмотря на то что Армения официально вошла в ЕАЭС, за страной сохранились некоторые особенности, часть из которых касается и оформления автомобилей на таможне.

Огромное количество автомобилей с армянскими номерами на российских дорогах обусловлено льготной ставкой, по которой оформляются машины на границе. Разница с предложениями на российском рынке составляет от пяти до десяти раз в стоимости, однако выгода при покупке не единственное обстоятельство, из-за которого россияне всё чаще покупают автомобили в Армении и других странах ЕАЭС. С точки зрения бюрократии зарубежные номера — идеальный механизм для нарушителя. Всё дело в том, что базы данных правоохранительных органов России, Армении, Беларуси и Казахстана не синхронизированы между собой, то есть нарушения в одной стране не будут видны в базах другой страны.

Однако с недавних пор автомобили с зарубежными номерами оказались на полулегальном положении в Российской Федерации. С одной стороны, ездить на них никто не запрещает, с другой стороны, правила и требования для ввоза таких автомобилей стали гораздо жёстче.

В чём суть претензий?

Главная сложность — проблема с отслеживанием лихачей на автомобилях с армянскими, белорусскими, казахскими и любыми другими номерами, зарегистрированными в странах ЕАЭС. Оперативно проверить эти автомобили по российским базам нарушений почти невозможно — из-за отличий в регистрационных знаках российские дорожные камеры (за исключением моделей 2019–2020 годов) фиксируют автомобиль с другими номерами, однако автоматизированная система рассылки штрафов "не видит" в базе данных собственника или другое лицо, на которое зарегистрирован автомобиль. Как следствие, уникальная правовая коллизия, когда нарушение есть, а штрафа нет.

Однако ситуация уже изменилась, и многие водители-россияне, купившие и зарегистрировавшие автомобили в Армении, могут лишиться как водительских прав, так и транспорта. Автомобили, формально являющиеся собственностью граждан России, но зарегистрированные в Армении, теперь будут проверять на предмет соблюдения сроков пребывания на территории России.

"Порешать" вопрос больше нельзя

Всего по дорогам России ездит около 300 тысяч автомобилей с государственными номерами других государств — как легковые малолитражки, так и люксовые внедорожники. Действия сотрудников МВД, которые в потоке пытаются определить хитрецов, сэкономивших на таможенном оформлении, вполне правомерны, поскольку основанием для штрафа за длительную езду с иностранными номерами (и ещё хуже, если на этих же номерах найдутся серьёзные нарушения) является статья 12.1 КоАП (управление автомобилем, не зарегистрированным в установленном порядке). Согласно законодательству, автомобилист обязан поставить автомобиль на учёт по месту жительства в течение десяти суток.

В зависимости от того, в каком состоянии владелец, автомобиль и документы на транспорт, собственники могут получить крупный штраф, а в некоторых случаях, если речь идёт о грубом нарушении ПДД, повлёкшем за собой ущерб здоровью или собственности, лихачи с иностранными номерами могут лишиться прав или автомобиля. При обязательной постановке автомобиля на учёт (а эту процедуру необходимо пройти сразу после оформления протокола) придётся заплатить и разницу в пошлинах, и транспортный налог за годы пользования автомобилем на территории России. Важное уточнение: если дело всё-таки дойдёт до суда, то на стороне сотрудников ГИБДД может выступить и таможня. Установить дату пересечения границы конкретного автомобиля не составляет большого труда. На практике этот механизм, конечно, работает медленно, чем и пользуются особенно находчивые владельцы транспорта.

Руководитель пресс-службы ГК "Автоспеццентр" Анна Уткина пояснила, что в Россию можно спокойно въехать на автомобиле с армянскими номерами, весь вопрос лишь в сроках и целях поездки. Однако есть тонкости, которые могут помешать россиянам спокойно управлять автомобилем после пересечения границы.

После появления в начале года Договора о присоединении Армении к ЕАЭС, в котором указано, что распоряжаться автомобилем, зарегистрированным в Армении, может только гражданин страны или "лицо, постоянно проживающее на территории Армении", сотрудники таможни считают виновными владельцев — граждан РФ в нарушении таможенного законодательства: управление автомобилем, не прошедшим положенную процедуру оформления при пересечении государственной границы

Анна Уткина

Руководитель пресс-службы ГК "Автоспеццентр"

Как будто иностранец

Практически идентичная ситуация по отношению к автомобилям с другими иностранными номерами, принадлежащими Казахстану, Беларуси, Киргизии. Юрист Анатолий Толкунов пояснил, что регистрировать автомобили за рубежом и ввозить их в Россию можно, но ездить на такой машине спокойно уже не получится.

Любой автомобиль, который въезжает на территорию России с иностранными номерами, можно эксплуатировать не более года. Неважно, из какой страны он прибыл: из страны — члена ЕАЭС или из любой другой страны. Даже с американскими номерами можно ездить только год. То же самое касается молдавских номеров, корейских, да вообще любых. Год проездил — либо ставь на учёт и плати транспортный налог и таможенный сбор, либо увози туда, где купил

Анатолий Толкунов

Юрист

По словам юриста, из-за систематических нарушений рейды на такие автомобили сотрудники ГИБДД стали устраивать не только в столичных и приграничных регионах России, но и вообще по всей стране.

У нас сейчас в работе примерно 50 дел по этому направлению. Кто-то соглашается зарегистрировать автомобиль, кто-то спешно от машины избавляется, продавая её на запчасти. У всех разный подход. На мой взгляд, регистрация в другой стране — это довольно спорный метод экономии. Платить потом приходится всем: и за оформление документов, и юристам, и много других расходов

Анатолий Толкунов

Юрист

Что делать?

Не исключено, что наказание в отношении нарушителей ПДД на машинах с иностранными номерами будет ужесточаться. Юристы отмечают, что происходить это будет ровно до того момента, пока не будет создан единый реестр госномеров, через который сотрудники ГИБДД смогут проверять любой автомобиль с иностранными номерами из стран ЕАЭС. Для того чтобы не иметь проблем с законом в России, нужно выбрать один из трёх вариантов: покупать машину подешевле и менять её в Армении (или в любой стране ЕАЭС) каждый год, оплачивать регистрацию по всем правилам после окончания срока, отведённого на езду с иностранными номерами или покупать автомобили исключительно в России.

Единственное, что стоит учитывать во всех трёх вариантах, — это время. После того как автомобили с иностранными номерами начнут "отлавливать" для проверки в России, их, вероятнее всего, начнут так же массово продавать. Предложение превысит спрос, и цены на эти машины сильно упадут. Во втором случае важно не упустить момент и не затягивать с ездой до первой серьёзной проверки: транспортный налог за пару лет даже на старенького "японца" может влететь в копеечку, а оплата пошлины и регистрация могут серьёзно ударить по семейному бюджету. Из хороших вариантов для любителей экономить остались только выгодные автокредиты на автомобили российской сборки. Благо здесь есть из чего выбрать.

Сергей Андреев

via
Tags: ЗАКОН, ТРАНСПОРТ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments