znat_kak (znat_kak) wrote,
znat_kak
znat_kak

Categories:

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Творец орбитальных ракетопланов

17 июня 2017 г. 17:59
Ходанов
Консервативен, патриотически настроен, работал в оборонке

ЧАСТЬ 3
(НАЧАЛО)

УСПЕШНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ СТАРТ «БУРАНА»

«Подальше от базара и славы уходит все великое:
в стороне от базара и славы всегда
жили изобретатели новых
ценностей »
Фридрих Ницше



Генеральный директор - Главный конструктор НПО "Молния" Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский


— В течение многих лет, — рассказывал он, — я работал с конструктором Михаилом Гиндесом (он умер во время войны). Гиндес страдал диабетом, и во время командировок я по вечерам сам делал ему инъекции инсулина, которые, к сожалению, мало помогали из-за низкого качества препарата. И с тех пор в глубине моего сознания засела мысль об этом, столь необходимом людям лекарстве.

…Когда Лозино-Лозинский говорил о безграничном космосе, интересны его воспоминания о крошечной капельке, которую конструктор отыскал во время испытаний МиГ-21, капельке, из-за которой пилот того самолета едва не лишился жизни…

Тогда при заходе на посадку у самолета вдруг заглох двигатель. Никто не мог понять, почему это произошло. И только Лозино-Лозинскому удалось разгадать эту загадку. Что же ему помогло? Огромная эрудиция, конструкторское чутье или то, что называют интуицией?

— Главным здесь было чувство безысходности, — назвал главную причину Глеб Евгеньевич. — Никто не мог дать ответа на вопрос: почему в одном полете все протекает нормально, а в другом — отказывает реле двигателя? Исследуем этот прибор — никаких дефектов. Не помню уж, когда мне в голову пришла совершенно бесперспективная, на первый взгляд, мысль: а может быть, всему виной влажность? Все же я решил проверить это предположение. Поставил эксперимент, и произошло чудо: в самом уязвимом месте появилась капелька воды. Она-то и была причиной отказов в непогожие дни…

Поразителен рассказ туркменского кинооператора Мурада Курбанклычева о том, как в пустыне Каракумы он снимал эпизод, героем которого был воробей; он подлетал к рукомойнику и в течение долгих минут ждал, когда накопится капля воды. Когда же она, наконец, падала, воробей срывался с места и ловил ее на лету. «В этой капле воды для него была заключена жизнь» — подвел оператор итог своему рассказу. От единственной капли жидкости, вернее, от крошечной капельки воды, вкус которой, наверное, не ощутил бы и тот воробей, порой зависит жизнь. Жизнь пилота….

— Меня очень интересует то, как современная физика трактует космос, — говорил как-то Глеб Евгеньевич. — Сегодня нам не очень ясно, что такое космическая пустота в межзвездном пространстве. Там, казалось бы, ничего нет: молекулы отстоят друг от друга более чем на десяток метров. И тем не менее эта пустота «умеет» передавать магнитные и электромагнитные колебания, гравитацию и многое-многое другое… Это очень интересная структура, представляющая собой какое-то особое состояние материи. И в ближайшие годы нам предстоит значительно уточнить свои знания о ней.

Некоторые, кто знал Лозино-Лозинского — утверждали, что он - «абстрактный» человек, который живет в мире формул и расчетов, куда почти не проникают образы реальной жизни. Но однажды, когда конструктор рассказывал о том, как он догадался о причине ЧП, произошедшего во время испытаний МиГ-23 (у него в полете на сверхзвуковых скоростях сорвало воздухозаборник), коллеги убедились, что это не так. Лозино-Лозинский и в обычной жизни был очень зорок и памятлив, и это порой помогало ему без всяких исследований мгновенно отыскивать нужное решение.

«Причину того ЧП, — рассказывал конструктор, — нужно было выяснить в кратчайшие сроки, иначе пришлось бы останавливать авиационные заводы, где уже началось серийное производство этого самолета.

Разгадку мне подсказал крохотный выступ датчика угла атаки, который был установлен на носу самолета перед воздухозаборником. Он был настолько мал, что там и смотреть-то было не на что. Но именно на него-то и нужно было обратить внимание, поскольку во время полета этот выступ оказывался в так называемом пограничном слое, то есть в узком воздушном потоке вблизи обтекаемой поверхности. А я уже очень давно с большим почтением относился к пограничному слою, так как знал, что он может преподнести любые сюрпризы.

Разглядывая этот датчик, я вдруг вспомнил такую картину: если в сильный дождь где-нибудь у обочины лежит камешек, то, когда его начинает обтекать водный поток, над ним возникает горбик. И я подумал, что, когда пограничный слой обтекает выступ датчика, то над ним, видимо, образуется что-то вроде такого горбика; эта вспухшая часть пограничного слоя может затем попасть в воздухозаборник и сорвать его.

Мы перенесли датчик угла атаки в другое место, и больше таких ЧП не было».

…Как-то раз, расспрашивая Глеба Евгеньевича об авиационных ЧП, у него спросили, не испытывал ли он когда-нибудь чувство вины?

«Я живу с этим чувством, — ответил он. — Никогда не забуду, как в 1945 году на Центральном аэродроме в Москве проходили испытания самолета с моей форсажной камерой. Пилотировал машину летчик Александр Павлович Деев. Когда он резко прибавил скорость, возникла вибрация, которую в авиации называют флаттером. Тогда мы не умели с этим бороться. Пилот погиб на моих глазах…»

До того, как Лозино-Лозинский произнес эти слова и в голову никому не могло прийти, что великий конструктор живет с постоянным чувством вины…

«В жизни отца было много утрат и потерь, — рассказывала Ирина Глебовна. — Самой большой трагедией для него был распад Союза, на фоне которого потускнела даже драма, связанная с закрытием темы «Бурана». Однако какими бы сильными ни были его внутренние переживания, он никогда не позволял себе выплескивать наружу свои эмоции.»


Cверхтяжелая полностью многоразовая авиационно-космическая система в составе двухфюзеляжного самолета-носителя ОКБ О.К.Антонова,
проектируемого на основе Ан-225, и воздушно-космического самолета ОКБ А.Н.Туполева

Деятельность Генерального конструктора была по настоящему многогранной. Г.Е.Лозино-Лозинский является не только Генеральным конструктором по должности, он являлся Генеральным конструктором по существу - творческим началом всех проводимых работ, генератором идей, мастером простых решений сложных вопросов. Разработанное под его руководством семейство самолетов-трипланов (от шестиместного самолета-такси "Молния-1" до сверхтяжелого триплана "Геракл" грузоподъемностью до 500 т) является величайшими конструкторскими достижениями в авиационной и авиакосмической технике.


Самолёт-такси "триплан" Молния-1" в полёте. Компоновка самолета выполнена по оригинальной двухбалочной схеме с
тремя несущими поверхностями - триплан, с задним расположением поршневого двигателя с толкающим винтом





Модель сверхтяжелого триплана "Молния-1000 Геракл"

Г.Е.Лозино-Лозинский - один из основателей Российской инженерной академии, в он которой возглавлял секцию "Авиакосмическая", являлся научным редактором журнала "Авиакосмическая техника и технология", организатором регулярно проводимого в Москве Международного аэрокосмического конгресса, заведушим кафедрой "Авиационно-космические системы" в МГТУ им.К.Э.Циолковского.




Заслуги Глеба Евгеньевича высоко оценены двумя Орденами Ленина, Орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Октябрьской революции, высшим Орденом РФ "За заслуги перед Отечеством" IV степени, многими медалями. В знак признания большого вклада Г.Е.Лозино-Лозинского в развитие мировой аэрокосмической науки и техники Германским обществом аэронавтики и астронавтики ему была присуждены престижные международные премии имени Зенгера и Вернера фон-Брауна.

Исключительны личные качества Глеба Евгеньевича: талант конструктора, колоссальная работоспособность, убежденность и упорство в достижении поставленной цели, незаурядный дар предвидения.

Умер 28 ноября 2001 года. Похоронен в Москве на Донском кладбище...




Космонавтика будет возвращаться в более естественное (а потому более продуктивное и более экономичное) русло своего развития... С величайшим сожалением следует признать, что нашим геополитическим противникам (и уж никак не «партнёрам») удалось разорвать естественную космическую кооперацию России и Украины, сложившуюся во времена СССР, тем самым искусственно затормозить опережающее развитие советской космонавтики. В том или ином виде, но за крылатыми космическими кораблями Лозино-Лозинского стоит будущее. Вечная ему память...



Так должен был или будет выглядеть наш перспективный ОК "Клиппер"...

P/S:

Рассматривая результаты последних изысканий инженеров и проектировщиков традиционных  геополитических противников-"партнёров" и наших китайских друзей невольно напрашиваюся выводы, как говорит наш мудрый народ -"где-то тут  собака порылась..." И вообщем-то понятно, что результаты подобных "прорывов" - во  многом базируются на "деятельности" (бездеятельности) первых президентов СССР и России, которые не страдали излишними "комплексами" и угрызениями совести, а решали свои, достаточно приземлённые тактические задачи и проблемы, забывая о судьбах и результатах труда миллионов наших сограждан...


"Dream Chaser" похож как младший брат на советские БОРы летавшие уже в 70-х г.г. прошлого столетия


Сейчас когда прошло уже более двадцати лет можно, наверное, уже высказать следующее мнение (я не хочу обидеть ни сторонников, ни близких, ни родственников этих высокопоставленных руководителей):


Проект китайского многоразового орбитального корабля
на том историческом этапе к власти пришли так называемые «всадники без голов» (это определение запомнилось мне с начала 80-х годов и было популярно среди аспирантов и МНС ГОИ им.С.И.Вавилова). С начала 60-х годов нравственная, способная и грамотная научно-техническая и инженерная молодёжь начала сторониться и избегать предложений о работе во властных структурах, работы в комсомольских и партийных органах (см. например материал о великом конструкторе В.Н. Макееве https://cont.ws/@hodanov/51420... ).

В этом плане показательно высказывание нашего начальника-главного конструктора к освобождённым партийным работникам нашего научно-производственного комплекса: “Что Вы, ребята пристали со своими предложениями к этому толковому парню, из него грамотный и талантливый конструктор получается, вон в курилках сколько бездельников анекдоты травит...” А как говорится долго «свято место пусто не бывает». Подтянулись другие личности, и вот что наше общество из этого получило в лихие 90-е ...



Да ив нашем сегодняшнем "либерально-демократическом" правительстве много бродит "передовых"  идей...

Владислав В.Студнев, ответственный технический директор Посадочного комплекса ОК «Буран» на космодроме Байконур, директор-главный конструктор НПО «Молния» до декабря 1998 года в выступлении на 25-летнем юбилее со дня полёта «Бурана» 15.11.2013 года сказал: «Синдром некомпетентности не приживётся на Руси Великой, а с ним исчезнет и расплодившаяся масса болтунов и прочих говорунов.»

Магомед Омарович Толбоев : «В целом разрушение этого уникального космического проекта, как и многих других, явилось логическим следствием «бедовой» исторической эпохи, когда все прошлые достижения стало модно отрицать, резать на металлолом и сдавать в утиль.

Потом, я вам скажу – ну нельзя же всё мерить деньгами, нормой прибыли, как наши «эффективные менеджеры» – доллар туда, доллар сюда. Так мы и спутник, и человека никогда в космос не запустили бы.

Мечтой человечества всегда было научиться летать, как птицы – всё выше, дальше и быстрее, добраться до Луны, других планет. И что бы это стало доступно однажды любому землянину.

Иногда мне, правда, начинает казаться, что мы последние из могикан «полётной мечты». Я лично летаю на всём, что держится в воздухе: на парашюте, на параплане, на «Боинге». Но таких, как я, остались единицы. Мне лично 65 лет. Я, слава Богу, сохранил здоровье, энергию. Но придёт ли кто-то после нас? Эти мысли вызывают тревогу. После распада СССР мы пошли совершенно не тем путём и сейчас мучительно, медленно из него вылезаем. Однако скажу и другое – наша страна никакая не нищая и не бедная, как хотят нас представить «оппоненты». Мы процветающая нация сегодня. Я всегда говорю «не гневите Бога». Поблагодарите вы Его за то, что живёте в такую эпоху. Что вы ноете постоянно? Не ныть надо, а работать!»[6]











[Ссылки]via
Tags: БУРАН, В СССР НИЧЕГО НЕ БЫЛО, ИСТОРИЯ, КОСМОНАВТИКА, ЛОЗИНО-ЛОЗИНСКИЙ ГЛЕБ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments