znat_kak (znat_kak) wrote,
znat_kak
znat_kak

Category:

Як-130: почему "летающая парта" стала "маленьким ужасом" для НАТО

25.04.2020,  08:45
Николай Грищенко

25 апреля 1996 года под управлением летчика-испытателя Андрея Синицына первый полет совершил учебно-тренировочный самолет Як-130Д. Впоследствии американские военные эксперты назовут его "маленьким ужасом, которого стоит бояться НАТО"





История Як-130 началась на рубеже 80-90 годов, когда выяснилось, что чешский учебный L-39 "Альбатрос" устарел. Пилоты не могли сразу пересесть с "летающей парты" на Су-27 или МиГ-29, а доучивать их на современных истребителях оказалось чрезвычайно дорогим удовольствием. Впервые задачу по созданию нового учебно-тренировочного самолета 20 апреля 1990 года озвучил главком ВВС Советского Союза маршал авиации Александр Ефимов.


К созданию "летающей парты" приступили конструкторские бюро - Сухого, Микояна, Мясищева и Яковлева. Из-за нехватки финансирования КБ пришлось пойти на сотрудничество с зарубежными инвесторами. Разработка Як-130 велась совместно с итальянской компанией Aermacchi, а МиГ-АТ - французскими фирмами, которые предложили двигатели Larzac 04 и авионику Thompson.



Отметим, что летать Як-130 начал позже своего собрата МиГ-АТ, который поднялся в воздух 16 марта 1996 года. Однако через год новый Як с успехом дебютировал в летной программе Московского авиасалона. К тому времени на нем было выполнено уже около 150 полетов, значительная часть которых прошла в Италии.





Из-за разногласий с итальянским партнером совместная разработка на завершающем этапе прекратилась. Каждая из компаний получила документацию на базовую версию будущего самолета, после чего Aermacchi построили самолет M-346, а ОКБ имени Яковлева - Як-130.





Боевые действия показали, что армия нуждается в новых маневренных штурмовиках, поэтому учебно-тренировочный самолет стал учебно-боевым. В 2009 году Як-130 успешно прошел государственные испытания и через два года пошел в серию.




Отметим, что Як-130 (по кодификации НАТО: Mitten - "Рукавица") - это первый полностью построенный в России после распада СССР самолет. На нем впервые реализована концепция "стеклянной" кабины, вся информация выводится на коллиматорный индикатор.




Восемь узлов подвески под крылом и один под фюзеляжем позволяют Як-130 нести до трех тонн боевой нагрузки, включающей четыре управляемые ракеты "воздух-воздух" Р-73, четыре ракеты "воздух-поверхность" типа Х-25М, неуправляемые ракеты калибром до 266 мм, авиабомбы, разовые бомбовые кассеты и зажигательные баки калибром до 500 килограммов, контейнеры с 23-мм пушечными установками.





Полностью вооруженный и заправленный истребитель весит 10 290 килограммов. Это чуть больше половины максимальной взлетной массы F-16, который является основным многоцелевым истребителем США и многих их союзников.


Tags: АВИАЦИЯ, В РОССИИ, ЯК-130
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments