znat_kak (znat_kak) wrote,
znat_kak
znat_kak

Умельцы возвращаются в гаражи: нас ждет бум подпольных автосервисов и мебельных фабрик

19 АПР.  20:00
ЕЛЕНА ОДИНЦОВА


Закрывающийся малый бизнес и потенциальные безработные ищут себе плацдармы «в тени»


Среднестатистический гаражник, по данным исследования, семейный мужчина 30-55 лет. Как правило, не пьющий или пьющий мало. Без с высшего образования, но «с руками» и соображалкой
Среднестатистический гаражник, по данным исследования, семейный мужчина 30-55 лет. Как правило, не пьющий или пьющий мало. Без с высшего образования, но «с руками» и соображалкой
Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН
Андрея нам с рук на руки передал знакомый как автомастера «на все случаи». Несколько лет мы починяли у него свою старенькую «Ниву». В гараже в одном из подмосковных дачных поселков у Андрея была оборудована шикарная автомастерская, возле которой все время толпились какие-то мужики — эдакий местный клуб по интересам. Брал Андрей недорого, про «Ниву» знал столько, сколько не знают, наверно, на самом «АвтоВАЗе». А кроме того, был прекрасным электриком — кто ездил на «ВАЗовской» классике, знает, каково с нею без знакомого электрика.

В последние годы в своем любимом гараже Андрей появлялся все реже. Жаловался, что клиентов стало мало — люди понакупили в кредит новых иномарок и чинятся по автодилерам. Да и я пересела на иномарку…

Про Андрея я вспомнила, когда на днях один из знакомых стал рассказывать про свои планы на посткоронавирусное будущее. Если его фирма накроется, есть хороший гараж, где можно обустроить небольшую мебельную мастерскую. На дешевую мебель и починку-перелицовку старых диванов и кресел спрос теперь наверняка возрастет. Да, конечно, если говорить о крутых иномарках, то не каждую такую разберешь-соберешь в гараже. Но есть много других работ - от шиномонтажа до электрики (см. НАГЛЯДНО) - для которых гаражные умельцы - это самое то. И у этого подпольного бизнеса открывается второе дыхание.

РЕМЕСЛЕННИКИ ПО-РУССКИ

«Гаражная экономика» - явление известное, в 2016 году Высшая школа экономики и фонд «Хамовники» даже провели специально посвященное ей масштабное исследование. Оттуда и пошло само название «гаражная экономика» и термин «гаражники». Это те, кто что-то чинит-лудит-паяет за закрытыми дверьми своих гаражей и этим зарабатывает себе на жизнь. Или так подрабатывает. В таких городах как Ульяновск и Анапа в этом своеобразном секторе экономики, про который все знают, но который в то же время невидим для государственных структур, по данным исследования, на 2016 год трудилось порядка 30-40% от всех, занятых в «серой» сфере. Москва, а особенно область, еще лет пять-семь назад тоже приближались к этим цифрам.

Среднестатистический гаражник, по данным исследования, семейный мужчина 30-55 лет. Как правило, не пьющий или пьющий мало. Без с высшего образования, но «с руками» и соображалкой. К криворуким-то в гаражи клиенты не потянутся. Рекламу обычно не дает - обслуживает «своих», по рекомендации, и пользуется сарафанным радио.

Причин для «ухода в гаражи» авторы исследования выявили несколько. Главная — невозможность найти работу, обеспечивающую нормальный доход. Среди других причин — желание уйти из-под контроля государства, а также каких бы то ни было начальников, самореализоваться в любимом ремесле. Это правда. Есть у меня один знакомый, который «в гараж» ушел, проработав в трех мебельных компаниях и отовсюду уволившись. У мужика золотые руки, но независимый характер - на каждом новом месте он ругался с начальством. В итоге стал кустарным образом в гараже делать эксклюзивную деревянную мебель на заказ. Преуспел, заработки даже увеличились.

КУСТАРИ ПРОТИВ БРЕНДОВ

В начале этого года эксперты стали сообщать об увеличении спроса на гаражи. По данным аналитиков Авито Недвижимости, в феврале в среднем по стране он вырос на 5% в сравнении с февралем прошлого года и к концу зимы превышал предложение в 1,8 раз.

Аналитики связали это с законопроектом о гаражной амнистии, который готовит правительство и по которому узаконить не оформленные в собственность гаражи станет проще. Но есть предположение, что дело не только в этом.

Смотрю объявления на Авито. Знакомые мне гаражные кооперативы на окраине подмосковного Одинцово. Родители в одном из них уже несколько лет никак не могут ни продать, ни сдать гараж. Кооперативы эти находятся на отшибе, далековато от жилых домов. В давние советские времена, когда они строились, многие ставили туда машины на зиму, и близость к дому не имела значения. Нынче же — каждый день не находишься. Зато рядом с гаражами промзона. В десятые годы многие сдавали свои боксы под склады и мастерские. Потом этот бизнес поугас. И вот вдруг опять - сразу с десяток объявлений от желающих снять гараж именно в этом неудобном месте.

Звоню по одному из телефонов. Потенциальный арендатор сходу интересуется, есть ли в нашем гараже яма и можно ли куда-то подключить сварочный аппарат. Ага, кузовной ремонт. Разговорились. Мужик работал в небольшой местной торговой фирме, которая занималась поставками всяких модных экзотических видов чая и чайной посуды. Сейчас она фактически свернула работу. Проблемы начались еще до карантина в Подмосковье — товар-то весь китайский. А теперь и надежд на будущее никаких — убытки слишком велики. Вот они с другом, который в похожей ситуации, и ищут плацдарм для будущего. На кузовные работы, по их прогнозам, по окончании карантина спрос резко вырастет. Ну кто теперь сможет купить новую машину, а в официальных автосервисах цены на такие работы драконовские...

В начале этого года эксперты стали сообщать об увеличении спроса на гаражи Фото: Виктор ГУСЕЙНОВВ начале этого года эксперты стали сообщать об увеличении спроса на гаражи
Фото: ВИКТОР ГУСЕЙНОВ


ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

ЭТО ЛЮДИ, КОТОРЫЕ САМИ РЕШАЮТ СВОИ ПРОБЛЕМЫ

- Еще до проблем с коронавирусом, на фоне общей экономической ситуации в стране и новых мер по контролю за оборотом товара (маркировка, онлайн кассы и т.д), отмены ЕНВД, малому бизнесу стало все труднее конкурировать с большими игроками, - говорит налоговый и финансовый консультант Галина Бугаёва. - А теперь возникли еще и новые вызовы. Меры, которые предпринимает правительство, конечно, помогут части бизнеса адаптироваться к новым условиям. Но часть малого бизнеса, безусловно, закроется, не справившись с убытками. И, вполне вероятно, уйдет в «тень», в том числе и в «гаражную экономику». Как и те люди, которые потеряют работу или привычный доход. Увы, «гаражная экономика» - это не бизнес каких-то гангстеров, а способ выживания.

Один из выводов исследования 2016 года был таким. «Гаражники» в принципе удобны государству. Да, они в большинстве своем не платят налоги. (Хотя в тех сферах, где регулирование не слишком жесткое, достаточно часто регистрируются как ИП, а сейчас как самозанятые). Зато не требуют пособия по безработице и социальных выплат. Лояльны к местной власти, если она их не трогает. Не митингуют, легче переживают кризисы. Привыкли решать свои проблемы сами. Главное, чтоб уголовно преследуемой деятельностью не занимались, но таких можно выследить. А остальным — стоит ли им мешать хотя бы в тяжелые для всех времена?

НАГЛЯДНО

Чем занимаются в «серых» мастерских и сколько зарабатывают

(в ценах 2016 года)

  • - Автосервис — около 60 — 120 тысяч в месяц (обычно на двоих работающих) в провинции, около 90 — 300 тысяч в Москве

  • - Шиномонтаж — 120-160 тысяч рублей за сезон

  • - Автоэлектрик — 40- 60 тысяч рублей в месяц в провинции, 70 — 100 тысяч в Москве

  • - Мебель на заказ — 25-40 тысяч рублей в месяц в провинции (в Москве не популярно)

  • - Сдача в аренду (гараж, переделанный под жилье) — 7-20 тысяч рублей в месяц в Москве, 1000-5000 рублей в день на юге России в курортных городах в сезон.


(По данным фонда поддержки социальных исследований «Хамовники»)

via
Tags: В РОССИИ, ОБЩЕСТВО, ПРОГНОЗЫ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments