znat_kak (znat_kak) wrote,
znat_kak
znat_kak

Categories:

Карта метро Ташкента

Июль, 2019

Ташкент – один из древнейших городов мира, столица современного Узбекистана и самый крупный по численности населения город Центральной Азии. Метрополитен Ташкента, первый в Средней Азии и 5-й в Советском Союзе, начал строиться еще в конце 60-х годов прошлого века и позиционировался как часть программы восстановления и развития столицы Узбекистана после разрушительного землетрясения




Транспортная сеть Ташкента включает в себя наземный и подземный транспорт. В городе курсируют автобусы и маршрутные такси, а вот троллейбус и трамвай (самый популярный в свое время вид общественного транспорта) прекратили свое существование в 2016 и 2010 годах соответственно. В городе действуют два крупных железнодорожных вокзала Ташкент-Центральный и Ташкент-Южный, а также международный аэропорт.

Метрополитен Ташкента

Метрополитен Ташкента, первый в Средней Азии и 5-й в Советском Союзе,  начал строиться еще в конце 60-х годов прошлого века и позиционировался как часть программы восстановления и развития столицы Узбекистана после разрушительного землетрясения. До сих пор он остается единственным метрополитеном в стране.

Первая очередь Ташкентского метрополитена была открыта для пассажиров в 1977 году, но за последние 40 лет метро развивалось не слишком активно. Учитывая, что сеть метрополитена невелика и не охватывает большинство «спальных» районов города, объемы перевозок достаточно низки. В частности, линии «подземки» не доходят до таких крупных жилых микрорайонов, как Каракамыш на северо-западе, Юнусабад – на севере, Карасу и Феруза – на северо-востоке, Янгиабад  на юго-востоке и Сергели на юге Ташкента.

Строительство первой очереди ташкентского метро. Автор: Алексей Варфоломеев/uz.sputniknews.ru


Суточный пассажиропоток составляет порядка 170 тысяч человек. В сравнении с европейскими столицами это незначительные цифры (Римский метрополитен, к примеру, перевозит более 760 тысяч человек в сутки), но вполне сопоставимые с объемами перевозок в российских региональных центрах. В частности, объем метроперевозок в Самаре составляет порядка 38 тысяч человек в сутки, в Новосибирске – 230 тысяч человек в сутки.


Вход на станции Ташкентского метрополитена обозначается прописной буквой «М» синего цвета, на логотипе буква М изображается на фоне цветка хлопка, «белого золота» Узбекистана.

Схема и линии ташкентского метро

Метрополитен Ташкента – это классический подземный («тяжелый») метрополитен мелкого заложения. При проектировании и строительстве учитывались риски, связанные с высокой сейсмической активностью региона. В системе имеются три незначительных по протяженности наземных участка с метромостами через городские каналы.

В настоящий момент система Ташкентского метро включает в себя 3 линии: Чиланзарскую, Узбекистанскую и Юнусабадскую. Их общая протяженность невелика и составляет около 36 км. Для пассажиров открыты 29 станций, из которых 3 – пересадочные на соседнюю линию. Два метромоста располагаются на Чиланзарской линии: между станциями «Новза» и «Миллий бог», «Хамида Алимджана» и «Пушкинской». Третий метромост расположен на Юнусабадской линии между станциями «Бадамзар» и «Шахристан».


Чиланзарская линия

Первая в Танкентском метрополитене. Была введена в эксплуатацию в 1980 году. Ее протяженность составляет 16,8 км, для пассажиров открыты 12 станций, 2 из которых («Пахтакор» и  «Сквер Амира Тимура») – пересадочные. Проехать линию от начала до конца можно за 22 минуты.

Узбекистанская линия

Открыта в 1991 году. Ее протяженность составляет 14,2 км, число станций – 11, из которых 2 («Алишера Навои» и «Айбек») – пересадочные. Проехать линию от начала до конца можно за 20-22 мин.

Юнусабадская линия

Открыта в 2001 году. Ее протяженность невелика – 7,61 км. На линии действует 6 станций, из которых 2 («Юнуса Раджаби» «Минг Урюк») –  пересадочные. Время проезда от начала до конца ~10 мин.


Станция метро «Алишера Навои» в Ташкенте

Станции Ташкентского метрополитена

Станции Ташкентского метрополитена по праву входят в список красивейших станций в мире. Для их оформления были приглашены лучшие художники Советского Союза.  Дизайн каждой станции индивидуален. Мраморные колонны и хрустальные светильники, световые панно и восточные орнаменты поражают воображение. Одна из красивейших станций – «Юнус Раджабий» – также является самой глубокой в Ташкентском метро, она находится на 25 метров ниже уровня дневной поверхности.

Режим работы станций


  • Чиланзарская лини – 05:00-24:00

  • Узбекистанская линия – 05:00-24:00

  • Юнусабадская линия 06.00-23.00.

Традиционно интервал движения поездов в Ташкентском метро не превышал 4 минуты, однако, пассажиры с тревогой замечают, что с каждым годом он неуклонно увеличивается. На сегодняшний день средний интервал движения поездов на линиях составляет 9 – 11 минут, что вполне логично: чем меньше пассажиров, больше время ожидания.


Король Испании Хуан Карлос I и королева София на экскурсии по Ташкентскому метрополитену. Источник: uz.sputniknews.ru

Стоимость проезда

Проезд в метро производится с помощью пластиковых жетонов, которые можно купить в кассе при входе на станцию. С 1 апреля 2016 года тариф за проезд в метрополитене установлен в размере 1200 узбекских сум, что эквивалентно 9 российским рублям. С 1 октября 2016 года в метрополитен возращены проездные карточки на месяц – их стоимость составляет 166 тысяч сум, то есть где-то 1235 российских рублей.

Интересно, что в отличие от других метрополитенов постсоветского пространства, в Ташкенте пенсионеры имеют право бесплатного проезда в период с 10:00 до 16:00. Предъявив пенсионное удостоверение в кассе, можно получить жетон бесплатно.

Подвижной состав

На линиях Ташкентского метро курсируют 4-вагонные поезда – такие же, как и в метрополитенах на всем постсоветском пространстве. Длина платформ станций составляет 102 метра, и рассчитаны они на прием 5 вагонов. Парк вагонов постепенно обновляется – в 2019 году Ташкентский метрополитен получил 5  модифицированных составов «Москва» российского предприятия «Метровагонмаш» для строящейся кольцевой линии.

Навигация

Названия станций в Ташкентском метрополитене с 1992 года объявляют на узбекском языке. Ни на русском, ни на английском они не дублируются. Так что туристам ориентироваться в метро не очень просто, но и не слишком сложно, учитывая незначительную протяженность и неразветвленность сети.


Зато с 1 июня 2018 года на станциях метрополитена официально разрешена фото и видеосъемка.


Станция «Космонавтлар» или «Космонавтов» в Ташкенте

Планы развития

В стадии строительства находится новая Сергилийская линия. Ее строительство должна была начать китайская компания Citic International Cooperation еще а 2003 году, но работы так не были выполнены. Стройка началась в ноябре 2016 года, сдача в эксплуатацию намечена на 2021 год. Протяженность Сергилийской линии составит 7,1 км, на ней откроются 6 станций. Трасса пройдет от конечной станции Чиланзарской линии «Алмазар» до жилых массивов Сергели и Спутник.


В ближайших планах – развитие Юнусабадской линии – строительные работы начались в октябре 2016 года. Сроки сдачи участка протяженностью 2,7 км и 2-х станций с рабочими названиями «Юнусабад» и «Туркестан» – 2019-2020 год. В дальнейшем Юнусабадскую линию планируется также продлить до Южного вокзала.


Также в стадии строительства с октября 2017 года  находится наземная Кольцевая линии в направлении базара Куйлюк. Она пройдет на эстакаде от конечной станции Узбекистанской линии «Дустлик». Строительные работы будут идти в пять этапов, в ходе которых будут построены 35 станций и 3 вагонных депо. Протяженность Кольцевой  линии составит 52,1 км, из них 50,5 км пройдут на эстакадах высотой 6 м и 1,6 км – по поверхности  земли. Ввод первого участка в эксплуатацию намечен на 2021 год.


Проект надземной кольцевой линии метро в Ташкенте. Источник: nuz.uz

Tags: В УЗБЕКИСТАНЕ, МЕТРО, ТАШКЕНТ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments