znat_kak (znat_kak) wrote,
znat_kak
znat_kak

Category:

Сможет ли Мишустин возглавить «Справедливую Россию»?

31 января 2020
Александр Халдей

Последней горячей новостью экспертного сообщества, которую сейчас оживлённо обсуждают в СМИ, стала идея реанимации партии «Справедливая Россия», возглавить которую может новый премьер-министр Михаил Мишустин. В этом случае проект партийной реформы может стать весьма многообещающим, ибо возникают две партии, возглавляемые крупными федеральными политиками высшего уровня — «Единая Россия» Дмитрия Медведева и «Справедливая Россия» Михаила Мишустина





Таким образом, в новой Государственной думе появляется основа для устойчивой двухпартийной системы, которая сменит устаревшую четырёхпартийную, а точнее многопартийную, учитывая множество мелких спойлерских партий, задача которых состояла не столько в консолидации электората, сколько в его дроблении и недопущении его консолидации системной оппозицией, как бы подконтрольна она ни была. Ибо всякая управляемая оппозиция потенциально выходит из-под контроля и превращается в разрушительную силу, когда набирает достаточное для этого количество голосов.

Каковы шансы на успех у предполагаемого проекта, случись ему быть реализованным и взятым за основу политической реформы? У всякого решения есть сильные и слабые стороны, и мы сейчас вкратце рассмотрим некоторые из них.

Прежде чем перейти к рассмотрению самих проектов, стоит дать оценку общеполитической ситуации, на фоне которой они появляются. Уже две недели в информационном потоке в той или иной форме всплывают сообщения о неких разногласиях в политических верхах по вопросу темпов и стратегии конституционной реформы. Что вполне ожидаемо, учитывая, что для элиты политические реформы стали полной неожиданностью.

Условно говоря, возникли две оппонирующие группы. В одну из них входят так называемые системные консерваторы, предупреждающие об опасности совершения серьёзных ошибок, если возобладает спешка, а в другую группу входят так называемые технократы, полагающие, что нужно «ковать железо, пока оно горячо», полагая под этим сохраняющуюся возможность контроля над процессами и технологиями в период нарастающих турбулентностей.

Надо сказать, что обе стороны обладают сильными аргументами, игнорировать которые невозможно. Консерваторы, к которым относят в основном так называемых «силовиков», предупреждают, что в спешке можно набрать депутатский корпус, куда попадут лица с неясной позицией. Ведь непонятно, какие партии и с какой платформой будут участвовать в борьбе. Старые не годятся, новые не сформированы. При этом непонятно, как будут формироваться избиркомы, каковы будут политтехнологии, кто и как вмешается в борьбу и каким ресурсом будет обладать.

Короче говоря, не просчитано, какие неожиданности могут всплыть в ходе процесса, и как их можно будет нейтрализовать. Главный риск — потеря устойчивости конфигурации власти и рост фактора неопределённости. Что и говорить, опасения вполне обоснованные.

Технократы считают, что консерваторы просто не успели к досрочным выборам сформировать свои партийные проекты и потому опасаются ослабления позиций в новом раскладе сил. Самым главным технократы считают использовать фактор выигрыша времени, точнее эффект внезапности, ради которого и была принята такая стратегия перемен.

Если начать тормозить процесс, оппоненты сумеют адаптироваться и отыграть позиции, и тогда все изменения, запланированные в реформе, будут нивелированы и смысл их будет потерян. Угрозу технократы видят не столько в оппонентах из консервативного лагеря, сколько в возможностях внешнего вмешательства в выборы.

Ведь либеральное крыло уже начало кампанию по дискредитации изменений в Конституцию, предложенных Владимиром Путиным. Потеря времени позволит им влить серьёзные средства в информационную кампанию противодействия и провести мобилизацию не только сторонников, но и дезориентированных нейтральных обывателей.

Смысл выигрыша времени состоял в перехвате инициативы по протестной повестке, и затяжка времени может лишить этого преимущества. Либералы стремятся соединить протестную тему с критикой конституционных реформ. Учитывая ресурс либералов, опасения технократов также весьма обоснованны.

Принимая во внимание все вышеперечисленные факторы, можно сказать, что идея превращения партии «Справедливая Россия» в партию власти номер два после «Единой России», для чего и планируется главой партии сделать Михаила Мишустина, позволяет снять указанные противоречия.

С одной стороны, Михаил Мишустин — новое лицо, его политический старт был обрамлён в позитивный пиар-контент. Он не обладает негативным бэкграундом, у него нет антирейтинга, напротив, его имидж уже сформирован как эффективный и позитивный.

Это делает его перспективы как политика достаточно высокими, а перспективы «Справедливой России» под его руководством весьма реальными. Такое решение позволяет показать серьёзное обновление политического пейзажа при сохранении существующей филиальной сетки старых системных партий. Это удачное соотношение перемен с преемственностью.

С другой стороны, СР — уже устоявшаяся партия с историей. Есть ядро. Особенно сильное в регионах, как показывает повышение Николаева в Чувашии. То есть имеются балансирующие силы внутри партии, которые могут обеспечить стабильность и отсутствие волюнтаризма.

В этом контексте надо сказать, что определенной слабостью «Справедливой России» является её руководство. Отсутствие ярких лиц, пассивная позиция, слабое внутреннее управление губит партию. Партийная программа у партии, имеющая ярко выраженный левоцентристский социальный акцент, намного привлекательнее репутации её лидеров.

Таким образом, приход нового яркого лица в старую партию в сложившихся обстоятельствах — это сильный политический ход. Именно с точки зрения пиара в условиях отсутствия времени на долгое позиционирование накануне внеочередных выборов соединение Мишустина со «Справедливой Россией» отвечает запросу общества на справедливость, обновление и компетентность. В этом состоит сильная сторона такого решения — оно полностью соответствует задачам текущего момента.

К слабостям этого решения можно отнести то, что Мишустин не обладает опытом политического руководства. Он сам пока не позиционирован в обществе как политик. Его политический портрет пока не ясен, его ещё предстоит сформировать и донести до электората. У Мишустина есть эффективность, но пока нет главного требования для политика — харизмы. Его фамилия не вызовет цепочки устойчивых положительных ассоциаций.

Да и вообще непонятно, насколько Мишустин постоянная фигура нового политического ландшафта — слишком много было разговоров о его временности и техническом премьерстве. В этом смысле его возможности перебить своим имиджем давно и устойчиво скомпрометированный имидж «Справедливой России» ограничены.

Возможно, политтехнологи в процессе раскрутки дорисуют всё остальное, ведь мы помним, что пиаровцы смогли накачать практически с нуля даже рейтинг Медведева в его президентской кампании. Но такие операции имеют очень краткосрочный эффект: к креслу мало прорваться, ему надо соответствовать.

В этом смысле постоянное падение рейтинга Дмитрия Медведева было весьма показательным. Его антирейтинг компенсировался высочайшим рейтингом Владимира Путина, что позволяло Медведеву на каком-то этапе функционировать как политику. Сейчас антирейтинг Медведева суммируется с антирейтингом возглавляемой им «Единой России». Это опасная ситуация, что потребовало создания проекта «Мишустин во главе «Справедливой России».

В былое время отсутствие стройной теории в основе платформы СР стало бы для Мишустина во главе этой партии серьёзной проблемой. От него потребовалось бы стать чётким социал-демократом со всеми сопутствующими признаками: статьями и книгами, политическими связями, опытом оргработы в партии. Сейчас партии стали исключительно брендами и популистскими структурами, их позиционирование и продвижение — это маркетинговая пиар-технология.

Но если считать, что у «Справедливой России» с Мишустиным во главе стоят задачи не только прорваться в Думу «здесь и сейчас», но и заложить основу устойчивой двухпартийной системы на далёкую перспективу, то ограничиться брендовым пиаром уже не получится. Мишустину придётся озаботиться созданием серьёзной социал-демократической партии, учитывая уровень социального запроса на справедливость. Здесь уже у Мишустина возникает миссия.

Сейчас Путин дал Мишустину небывалый шанс. Если тот сможет совместить реализацию национальных проектов с удачной партийной реформой, это будет серьёзным вкладом в работу большой путинской команды по преобразованию России в современное эффективное государство. Задача поистине титаническая, но у России иных задач и не бывает.

via
Tags: МИШУСТИН МИХАИЛ, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments